Рекомендации воспитателям дошкольного образования по организации предметной - развивающей среды в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования
Организация предметной - развивающей среды в первой младшей группе
(от двух до трех лет)
Ведущий вид деятельности - предметная деятельность. В наличии должны быть следующие игрушки:
- дидактические
- сюжетно-образные
- музыкальные
- спортивные
- игрушки-забавы; из разных материалов, разной величины, с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные)
- Центр познавательного развития
- сенсорный стол
- дидактические игры
- мягконабивные напольные дидактические игрушки: краб, божья коровка
и др.
- серии картинок (тематические альбомы)
- ростомер в виде игрушки
- координационные коврики со следами рук и ног
- подвешенные легкие игрушки для развития речевого дыхания
- Центр развития конструкторских способностей
- крупный строительный материал
- средний строительный материал (деревянный, пластмассовый)
- Уголок двигательных игрушек
- коляски
- легковые и грузовые машины
- заводные машины
- машины на веревочках
- тележки
- каталки
- автобусы
- трамваи
- теплоход
- лодка и др.
- Игровой центр
- сюжетно-ролевые игры «Дом», «Автобус», «Поликлиника»
- предметно-тематические образные игрушки: куклы, животные
- игрушки-забавы
- предметы-заменители и другой вспомогательный материал (коробочки, дощечки и др.)
- Центр развития движений
- Экологический центр
- Центр творчества
- Уголок ряженья
- зеркало
- передники
- юбочки
- косыночки
- бусы
- шляпки
- веночки
- сумочки
- пелеринки
- сундук
- куклы с комплектом одежды
- Уголок уединения
Организация предметной-развивающей среды во второй младшей группе
(от трех до четырех лет)
- Центр познавательно-интеллектуального развития
- игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.
- природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны
- элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
- вспомогательное оборудование: воронки, лейки
- демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
- для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер
- Центр творчества
- Экологический центр
- Игровой центр
- сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Г араж» и пр.
- игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
- уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
- уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и т.д.)
- Центр строительства
- крупный и средний строительный материал
- модели готовых построек
- мелкие игрушки для обыгрывания построек
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
- Уголок уединения
- Уголок по изучению правил дорожного движения
- элементарные макеты дороги
- наборы машинок
- дорожные знаки
- настольно-печатные игры
- тематические альбомы с видами различного транспорта
- Центр развития движений
- Уголок книги
- Уголок краеведения (этнографии)
- генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок)
- альбомы о городе, поселке, деревне
- иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора (стихи, сказки)
- иллюстрированные книги о белорусских городах
- кукла в белорусском костюме
- Уголок дежурных
- фартуки
- щетки-сметки
- совки
- карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям
- Уголок труда
- фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
- уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
- альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
- игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
Организация предметной- развивающей среды в средней группе
(от четырех до пяти лет)
- Центр познавательно-интеллектуального развития
- игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и пр.
- природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны
- элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
- вспомогательное оборудование: воронки, лейки
- специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы
- демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
- для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки - забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры
- Центр творчества
- Экологический центр
- Игровой центр
- сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Г араж» и пр.
- игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
- уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
- уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и т.д.)
- Центр строительства
- крупный и средний строительный материал
- модели готовых построек
- мелкие игрушки для обыгрывания построек
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
- Уголок уединения
- Уголок по изучению правил дорожного движения
- элементарные макеты дороги
- наборы машинок
- дорожные знаки
- настольно-печатные игры
- тематические альбомы с видами различного транспорта
- Центр развития движений
- Уголок книги
- Уголок краеведения (этнографии)
- генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя)
- альбомы о поселке (деревне)
- иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора (стихи, сказки)
- иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки
- кукла в белорусском костюме
- альбомы «Моя Беларусь»
- настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица»
- образцы белорусской посуды, одежды
- декоративно-прикладное искусство Беларуси
- выставка детских работ
- Уголок дежурных
- фартуки
- щетки-сметки
- совки
- карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центре
- Уголок труда
- фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
- уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
- альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
- игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
-
Наполняемость центров должна быть в соответствии с учебной программой дошкольного образования, Перечня оборудования.
Организация предметной- развивающей среды в старшей группе
(от пяти до шести лет)
- Центр интеллектуального развития
- игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольнопечатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем
- тетради с заданиями для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки
- разнообразные волчки, механические игрушки-забавы
- альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров
- Центр творчества
- Уголок книги
Экологический центр
- Игровой центр
- сюжетно-ролевые игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе» («Столовая»)
- предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал
- игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке
- уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.
- Центр строительства
- конструктор большой и малый из разного материала
- модели готовых построек
- фабричный игровой материал (для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.
- модули, схемы
- открытки, чертежи построек
- фотографии зданий, рисунки построек
- готовые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня
- Центр краеведения
Его содержание динамично и зависит от темы недели.
- альбомы «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, медицина, промышленность), «Наша область», «Беларусь» (города, костюмы, национальная кухня)
- предметы искусства
- предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси
- макеты города, план детского сада и др.
- куклы в национальных костюмах
- макет белорусской избы
- карта Беларуси, родного города
- портреты знаменитых людей Беларуси и пр.
- Уголок уединения
- Уголок по изучению правил дорожного движения
- макеты дороги
- макет светофора
- жезл
- наборы машинок
- дорожные знаки
- настольно-печатные игры
- тематические альбомы с различными видами транспорта
- Центр развития движений
- Уголок труда
- фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
- уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
- альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
- игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
- альбом «Наши дела» (составляется совместно с воспитанниками на протяжении года)
- Уголок дежурных
- фартуки
- щетки-сметки, совки
- карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центр