«Круглый стол» с музыкальными руководителями
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в работе по коррекции речи и движений у детей с ОНР
Учитель-дефектолог Петрущик Н.Г.
Если говорить вам сложно –
Музыка всегда поможет!
Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, и учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка.
И учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с воспитанниками.
Можно выделить основные задачи при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.
Формы проведения занятий
Педагогические задачи |
Учитель-дефектолог |
Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики |
Упражнения с различным дидактическим материалом. |
Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики |
Массаж лица. мимических поз. |
Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания |
Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания |
Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса |
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба |
Хоровое пение. |
Развитие фонематического слуха |
Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. |
Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции |
Упражнения с зеркалом. |
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи |
Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма |
Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря |
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. |
Пополнение словаря музыкальной терминологией. |
Развитие диалогической речи |
Формирование навыков составления диалога |
Драматизация. Музыкальные спектакли. |
Развитие монологической речи |
Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. |
Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков |
Психологические этюды и коммуникативные игры |
Участие детей в музыкальных представлениях. |
Для работы по развитию и коррекции речи детей рекомендуется использовать музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой можно корректировать нарушения в речевом и двигательном плане:
■ музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Это позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия
■ музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
■ музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.
■ игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
■ музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.