Консультация для музыкального руководителя
Преемственность в работе учителя-дефектолога и музыкального руководителя
Учитель-дефектолог Гурбановия Н.В.
Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
коррекционно-развивающее;
информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и дефектолог, и музыкальный руководитель должны учитывать:
структуру речевого нарушения;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закреплять знания, умения и навыки приобретенные на дефектологических занятиях;
всесторонне развивать личность дошкольника.
И дефектолог, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;
занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;
принцип всестороннего воздействия;
принцип доступности и индивидуального подхода;
содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;
принцип наглядности;
принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед дефектологом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные
Образовательно-воспитательные
Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-дефектолог:
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами дефектологического массажа;
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
обучение умению связно выражать свои мысли;
обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
развитие психологической базы речи;
совершенствование мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
слухового внимания и слуховой памяти;
оптико-пространственных представлений;
зрительной ориентировки на собеседника;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
темпа и ритма дыхания и речи;
орального праксиса;
просодики;
фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-дефектологами.
План взаимодействия учителей-дефектологов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-дефектологов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях дефектологических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи
Дефектолог
Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики
Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики
Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания
Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания
Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба
Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха
Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.
Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции
Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи
Формирование навыков составления диалога
Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи
Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков
Психологические этюды и коммуникативные игры
Участие детей в музыкальных представлениях.