Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Преемственность в работе учителя-дефектолога и музыкального руководителя»

Дата: 20 октября 2021 в 08:31

Консультация для музыкального руководителя

Преемственность в работе учителя-дефектолога  и музыкального руководителя

Учитель-дефектолог Гурбановия Н.В.

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

коррекционно-развивающее;

информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и дефектолог, и музыкальный руководитель должны учитывать:

структуру речевого нарушения;

осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

закреплять знания, умения и навыки приобретенные на дефектологических занятиях;

всесторонне развивать личность дошкольника.

И дефектолог, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;

занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;

принцип всестороннего воздействия;

принцип доступности и индивидуального подхода;

содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;

принцип наглядности;

принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед дефектологом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-дефектолог:

постановка диафрагмально-речевого дыхания;

укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами дефектологического массажа;

формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

обучение умению связно выражать свои мысли;

обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

развитие психологической базы речи;

совершенствование мелкой моторики.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

слухового внимания и слуховой памяти;

оптико-пространственных представлений;

зрительной ориентировки на собеседника;

координации движений;

умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

темпа и ритма дыхания и речи;

орального праксиса;

просодики;

фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-дефектологами.

План взаимодействия учителей-дефектологов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-дефектологов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях дефектологических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Дефектолог

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.