Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Методы и приемы приобщения воспитанников к национальной культуре, родному языку на музыкальных занятиях»

Дата: 3 ноября 2021 в 11:49

Консультация для воспитателей разных возрастных групп

 Методы и приемы приобщения воспитанников к национальной культуре, родному языку на музыкальных занятиях

Музыкальный руководитель Каспорская О.В.

Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.

Важная роль в этом процессе принадлежит музыкальным руководителям в детском саду. В связи с тем, что музыка и речь имеют некоторые общие особенности (ритм, темп, мелодия и др.), музыка способна воздействовать на процесс формирования речи. Как известно, ранний возраст ребенка является наиболее благоприятным периодом для формирования речи у детей. Поэтому самый ценный материал в этой работе – белорусский музыкальный фольклор.

Музыкальный руководитель обязан использовать его с учетом психологических, физиологических и педагогических индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, а также согласно требованиям учебной программы музыкального воспитания в дошкольном учреждении.

Знакомство детей с народными песнями и мелодиями происходит уже с младшей группы. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией («Зайка», «Бусел», «Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока»). Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Дети знакомятся с потешками («Кую, кую ножку», «Ладу, Ладу, ладкі», «Коці, коці, лапкі»), колыбельными («Спі, сыночак, міленькі», «Люлі, люлі, люлі, прыляцелі куры»). Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. В средней и старшей группе вводится понятие «обрядовая песня» (колядные песни «Ой, ну-ну, каза», «Каляда з казой», «Го-го-го, каза», щедровки «Добры вечар», заклички «Дожджык, дожджык, сыпані», «Жавароначкі, прыляціце», «Божая кароўка»). Именно в старшей группе вводится новый жанр — частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленкам, повороты ладошек из стороны в сторону, поскоки, пружинка, повороты корпуса. В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, подскоки, моталочка. В старшей группе: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку. Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. Так же в хороводах формируется умение у детей менять направление в кругу, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Среди образцов танцевально-игрового фольклора используются доступные дошкольникам имитационные (танцы «Таўкачыкі», «Млынок», «Каваль»), образные («Мосцік», «Пакажы, казелінька»), традиционные танцевальные (элементы танцев «Лявоніха», «Крыжачок», «Трасуха», «Весялуха») движения. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом («У мядзведзя на бару», «Грушка», «Бульба», «А мы проса сеялі»). Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. 

Особое место в работе с детьми занимает использование народных музыкальных инструментов (бубны, треугольники, ксилофоны, трещотки, деревянные ложки, дудочки, свистульки). В старшей группе формируется представление о тембрах народных музыкальных инструментов таких, как цимбалы, скрипка, дуда, балалайка, гармонь, колёсная лира. Характерные для народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие ребенка и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Использование фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Элементы народного фольклора эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.  Обряды, народные песни, танцы, игры развивают музыкальные способности детей, интерес и внимание к окружающему миру, способствуют расширению кругозора, воспитывают любовь к родному краю, уважение к народным традициям.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.