Консультация для педагогов
Коррекционные возможности режимных моментов дошкольном учреждении
Учитель-дефектолог Якимчук Т.М.
- Особенности коррекции речевых нарушений специалистами УДО.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-дефектологу, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:
- недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);
- бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;
- снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.
Для этого в деятельности педагогов УДО должны быть учтены и реализованы следующие задачи:
- развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
- развитие мимики, самомассаж лица;
- развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
- развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;
- развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
- развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
- обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;
- формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;
- развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)
- Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.
Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.
Развитие речи в режимных моментах
Таблица 1.
Режимный момент |
Работа по развитию речи |
утренний прием |
создание активной речевой ситуации |
до завтрака |
|
гигиенические процедуры |
|
перед приемом пищи |
артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики |
нод |
развитие связной речи |
прогулка |
|
сон |
|
подъем |
|
вечернее время |
|
- Заключение.
Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:
- автоматизировать звуки;
- формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
- накапливать словарный запас;
- помогать развитию связной речи.