Консультация для педагогов
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через использование художественного слова в совместной деятельности детей и взрослых
Учитель-дефектолог Гурбанович Н.В.
Опасности. Они подстерегают нас дома, на работе, дороге. Пожары, наводнения, аварии, насилие, похищение людей, выпадения их окон, взрывы – я считаю, что сводки новостей похожи на сводки с фронта. Мы взрослые нуждаемся в защищенности и уверенности в завтрашнем дне. А дети? Они такие беззащитные. Государство, родители, педагоги, медики, милиция, должны заботиться о сохранении жизни и здоровья подрастающего поколения. Но важно не только защищать их, но и научить детей защищаться самим. А значит сама жизнь диктует необходимость формирования у дошкольников безопасного поведения. Но как показывает практика, в семьях проблемам безопасности детей относятся недостаточно серьезно, бессистемно и обучают детей в лучшем случае правилам дорожного движения и правилам пожарной безопасности. А опасных ситуаций, с которыми могут столкнуться дошкольники множество и нужно научить их как уберечься от беды во дворе, быту, в природе, при общении с малознакомыми людьми и т.д. Дети среднего возраста, в силу возрастных особенностей, очень любознательны, тянутся к общению, но проблема в том, что они доверчивы, слабо дифференцируют, что такое хорошо, что такое плохо и не умеют говорить «нет». Значит формировать навык общения с незнакомыми людьми, навык отказа нужно именно с пятилетнего возраста. Но родители не желают учить ребенка этому навыку, так как бояться, что их чадо вырастет непослушным, упрямым. Родители хотят, чтобы их дети были послушными и вежливыми со взрослыми, порой даже малознакомыми людьми. Это умиляет, это нравится. Но это может сыграть злую шутку с детьми, когда они на улице встретятся c чужаками. В дошкольном возрасте игра является лучшим инструментом для обучения. А значит, используя разнообразные виды игровой деятельности, можно сформировать у детей дошкольного возраста представления об основах социальной безопасности.
Работа над формированием основ безопасной жизнедеятельности и основ социальной безопасности у детей дошкольного возраста предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер, темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых» или «Что я умею чувствовать» и т. д.; занятия, с использованием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком и т.д., так и наблюдение за пешеходами, животными; рассматривание иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т.д.; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям закрепить пройденный материал, игры подбираются с учетом возраста и пола детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет создавать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними. Исходя из интеллектуальных и возрастных возможностей детей дошкольного возраста игровая форма формирования и закрепления знаний является наиболее эффективной. Также важно уделять большое внимание наглядности с опорой на ощущения детей и их чувства.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
У реки два берега и течет вода.
Где поплавать можно нужно,
Нужно знать всегда.
В реке водовороты, омут, глубина.
Помни об опасности, лечит пусть вода.
Плавать - это здорово, плавать – это классно!
Выучи ты правила и будет жизнь прекрасна.
Бледная поганка очень вредный гриб,
Маскируясь ловко с грибником хитрит.
Самый ядовитый в нашем он лесу,
Никогда домой его я не понесу.
Кошка Рита, песик Тима встретились у магазина.
Стали мило общаться звери, ну, а тут крыльцо и двери.
Прищемили кошке хвост, собаке Тиме - лапу.
Заскулили тут друзья: « Больно, мама, папа».
А нужно просто соблюдать правила простые,
Чтоб совсем не получать травмы бытовые.
У забора гвоздь торчит-значит путь туда закрыт.
Гвоздь надо вырвать иль забить, чтоб безопасно там ходить.
Закон так гласит: «Продавать только взрослым»,
Но мы их, ребята, у продавца не попросим.
Нам не нужны сигареты и спички
И твердо мы скажем: «Нет вредным привычкам».
Коробок лежит на полке замечательный.
В коробке лежат игрушки привлекательные.
В коробке они шуршат полегонечку,
Ну, возьми меня, дружок, потихонечку.
Зажигай поскорей огонечек
Пусть получится у вас костерочек.
А с костра разгорится пожар
Вот тогда поскорей убегай.
Разреши мой, мой друг с д/сада, рассказать, что делать надо.
Если вдруг твой нос разнюхает неприятный запах странный.
Значит номер 104 нужно срочно набирать.
Адрес, где утечка газа, быстро, четко рассказать.
Не дыши сам этим газом -уходи из помещения.
Если искра спички вспыхнет взорвется дом без промедления.
Лекарство из коробочки похоже на конфетки.
Им отравиться можно, запомни это, детка.
Если милый незнакомец улыбнулся во дворе,
А затем и прокатится предложил он детворе.
Никогда не соглашайся, нужно срочно убегать,
Незнакомым людям, дети, жизнь не надо доверять.
Протянула «бонстик» мне тетенька красавица,
«Бери, красивый», - говорит, стоит и улыбается.
Отошла в сторонку я, точно знаю, что нельзя,
У незнакомых что-то брать, разговаривать, играть.
Дверь закрыта на замок, коль звонят смотри в глазок,
Но дверь чужим не открывай,
родным ты нужен, так и знай.
Карандаши, фломастеры предметы очень нужные,
Когда рисуют дети машины и цветы.
Но бегать сними прыгать- опасная затея,
Берегите дети и глазки и носы.
Предмет гигиены на полку положен
Почистить он зубы поможет Сереже. (зубная щетка)
Белые точки на шапочке красной,
Очень красивый и очень опасный.
Его никогда не бери на солянку,
Пусть лучше в лесу украшает полянку. (мухомор)
И умоет, и напоит и поможет постирать
И растениям поможет не засохнуть, не пропасть.
И в колодце и из крана, вон блестит на дне ведра.
Догадались вы, ребята, ну, конечно, я ….(вода)
Палочки деревянные с коричневой головкой,
Зажигает у плиты ваша мама ловко. (спички)
ПЕРЕЧЕНЬ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ:
1.Бабушка измеряла тебе температуру и оставила ртутный термометр на тумбочке, стоящей около твоей кроватки.
2.Старший брат курил в туалете и бросил непогашенный окурок в ведро, бумага в нем стала дымиться.
3.На кухонном столе лежат спички.
4.Ты гуляешь во дворе один, подходит друг и приглашает тебя к себе домой поиграть в новую игру.
5.Незнакомец схватил тебя за руку.
6.Ты ходил с дедушкой по большому магазину и потерялся.
7. Незнакомая тетя угощает конфетой.
8. Началась гроза, ты дома один.
9. Во дворе, где ты играешь компания распивает спиртные напитки.
10. Сосед пытается тебя раздеть.
11. Прохожий спрашивает дорогу к магазину.
12. Подросток предлагает пойти в подвал посмотреть котят.
13. Ты один дома, звонят в дверь предлагают забрать подарок.
14. Знакомые ребята предлагают поиграть на чужом дворе.
15. Дедушке стало плохо.
16. Очень хочется съесть вкусные витамины. и т.д.