Консультация для воспитателей всех возрастных групп
«Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Почему же в музыкальной деятельности музыкальный руководитель уделяет большое внимание игре на детских музыкальных инструментах?
Игра на инструментах:
• расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников;
• повышает к ней интерес;
• способствует развитию музыкальной памяти, внимания;
• помогает преодолению излишней застенчивости, скованности;
• расширяет воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли; эмоциональности; сосредоточенности; развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир звуков, у них улучшаются качество пения (они чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (дети чётче воспроизводят ритм). Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления.
В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металло- и ксилофонах, ложках, различного рода трещотках, маракасах.
Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать, в коллективе согласовано.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нем. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки.
Игра на детских музыкальных инструментах оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера; совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Кроме того, игра на детских музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели и воображение.
Для детей очень привлекательны различные самодельные инструменты. Дети исследуют звуковые и исполнительские возможности шумовых инструментов, а также и образные применения: «гром», «дождик», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идёт» и «зайчик скачет» и т.п.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только тот музыкального руководителя, но и от воспитателя. Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий.
На музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель является участником всех видов деятельности. Поддерживает детский интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Воспитатель с детьми выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные инструменты с детьми в группе.
В средней и старшей группах воспитатель вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами. Помогает освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии.
Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Воспитатель направляет самостоятельною деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.