Консультация для учителей-дефектологов
«Особенности развития темпоритмической речи у дошкольников»
Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность, с такими трудностями мы сталкиваемся. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание логоритмических упражнений изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме пальчиковой гимнастики, логопедических распевок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.
Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Музыкальное занятие включает следующие элементы логоритмики:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Итак, структура музыкального занятия с элементами логоритмики такова.
- Организационный момент.
- Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание.
- Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика.
- Слушание музыки.
- Пение.
- Танец или хоровод.
- Игра.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Пальчиковая игра «Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши.
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони.
Чистим очень ловко,
Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.
Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом Стучат по левой ладони ребром правой.
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»).
Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.
«Здравствуйте!»
Логоритмическая игра с пением
Музыка и слова С. Коротаевой
Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку.
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по правой , потом по левой руке.
Пальчики сердитые,
Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед собой.
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки.
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! Гладят себя по голове.
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева, потом справа.
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте! Выполняют поклон головой.
Упражнения и игры для активизации речевого аппарата:
1) Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до основания.
2) Цоканье и пощёлкивание языком.
3) Круговые движения языком между зубами и щеками.
4) Покусывание языка боковыми зубами
5) Покусывание внутренней поверхности щёк
Педагог: Пробежал по лесу гул!
Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог пропевают на сильном выдохе.)
Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...
Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох.)
Педагог: И посыпалась роса…
Дети:
Динь-динь-динь! (пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук носовой.)
Ест киска суп из миски. (Утрировать звук с.)
Сыта киска пуста миска.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Дети делятся на две подгруппы.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?
Пропевают текст песни и одновременно простукивают ритмический рисунок.
2-я группа: Заглянули в огород Маша пляшет у ворот.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?
2-я группа: Загляни в зелёный сад Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа: Заглянули под крылец грызёт Дуня огурец.
1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.
Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!
Можно использовать разные варианты ритмического прочтения песенки.
Чистоговорка «Т-ТЬ»
Та-та-та яблоко моя мечта. Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ато-ато-ато витаминами богато. Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти где же яблоко найти? Поднимают и опускают плечи.
Ать-ать-ать надо яблоню искать. Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую.
Попеременно надувать правую и левую щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Втягивать щёки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперёд.
Попеременно надувать и втягивать щёки.
«Зайчик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чистоговорка «Д-ДЬ»
Ду-ду-ду – в огород иду. Дети «пробегают» указательным и средним пальцами по бёдрам.
Да-да-да – в огороде лебеда. Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево.
Де-де-де – где ты, репка, где? Приставляют к глазам то правую ладонь, то левую («ищут репку»).
Оди-оди-оди – бабушка подходит. Стучат кулаками по бёдрам.
Дыхательные упражнения:
«Листопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.
«Мой воздушный шарик»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей пением песенки:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
«Дует ветерок»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи – очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
Таким образом, систематически используя на музыкальных занятиях элементы логоритмики мы решаем следующие задачи:
- Развитие слухового внимания
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие пространственной организации движений.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
- Формирование и развитие кинестетических ощущений.
- Воспитание выразительности и грации движений.
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
- Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- Развитие физиологического и фонационного дыхания.
- Развитие певческого диапазона голоса.
- Развитие чувства ритма.
- Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
- Воспитание умения перевоплощаться.
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.